Цитата
НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ
Исправление осанки, нарушение осанки, корректор осанки
Сколиотическая болезнь и дефекты осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков и относятся к числу наиболее сложных и актуальных проблем современной ортопедии. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых.
По последним данным, число детей с различными нарушениями осанки достигает 30-60%, а сколиотическая болезнь поражает в среднем 6-15% детей.
В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его.
Осанка - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Осанка определяется и регулируется рефлексами позы и отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья.
Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста у детей влияют многочисленные факторы внешней среды.
Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая ее правильное развитие и исправление осанки.
Причины, которые могут привести к нарушениям осанки, многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности, длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела.
В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык неправильной установки тела формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других - на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера (соединительно-тканная дисплазия позвоночника и крупных суставов, остеохондропатия, рахит, родовые травмы, аномалии развития позвоночника и др.).
В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей (гипокинезия) или нерациональное увлечение однообразными упражнениями, неправильное физическое воспитание.
Кроме того, появление неправильной осанки связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника, или ослаблением мышц, удерживающих это положение, с ограничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей.
Причиной нарушений осанки могут быть также нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствие мебели росту ребенка и другие.
В 90-95% случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у детей астенического телосложения. Дефекты осанки ухудшают внешний облик человека, способствуют развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Нарушения осанки , как правило, не сопровождаются грубыми изменениями в позвоночнике.
Грубые же изменения в позвоночнике развиваются при сколиотической болезни. Они больше выражены при 2-3-4 ст. тяжести сколиоза. Развивается сколиотическая болезнь преимущественно в периоды интенсивного роста скелета: 6-7 лет, 12-15 лет. С окончанием роста увеличение деформации, как правило, прекращается, за исключением паралитического сколиоза, при котором деформация может прогрессировать в течение всей жизни.
Сколиотическая болезнь - это очень сложное заболевание, требующее постоянного наблюдения и лечения у ортопеда.
Итак, правильная осанка характеризуется одинаковым уровнем надплечий, сосков, углов лопаток, равной длиной шейно-плечевых линий (расстояние от уха до плечевого сустава), глубиной треугольников талии (углубление, образуемое выемкой талии и свободной опущенной рукой), прямой вертикальной линией остистых отростков позвонков во фронтальной плоскости, одинаковым рельефом грудной клетки и поясничной области (в положении наклона вперед).
Правильно сформированный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного лордоза и кифоза в грудном и крестцовом отделах. Эти изгибы наряду с эластическими свойствами межпозвоночных дисков обуславливают амортизирующие особенности позвоночника. Глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони обследуемого. Во фронтальной плоскости (при осмотре со стороны спины) в норме позвоночник должен быть прямым.
Все эти признаки в комплексе создают красивый внешний облик человека. Отклонение этих показателей от нормы свидетельствует о наличии нарушений осанки или сколиотической болезни.
Дефекты осанки могут быть в сагиттальной и фронтальной плоскостях.
Различают следующие варианты осанки в сагиттальной плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника:
"сутуловатость" - увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза;
"круглая спина" - увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника;
"вогнутая спина" - усиление лордоза в поясничной области;
"кругло-вогнутая спина" - увеличение грудного кифоза при увеличении поясничного кифоза;
"плоско-вогнутая спина" - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном лордозе.
Для определения степени искривления позвоночника в сагиттальной плоскости производят следующие измерения глубины изгибов позвоночника (в сантиметрах от отвеса, который прикреплен на затылке):
- шейный лордоз (от шнура до наиболее удаленной точки шейного отдела позвоночника);
- поясничный лордоз (от шнура до наиболее удаленной точки поясничного отдела позвоночника);
- крестцовую часть (от шнура до крестцовой части позвоночника);
- если шнур не касается грудного кифоза, то измеряется расстояние до спины.
Обычно различают три степени искривления позвоночника в сагиттальной плоскости. Чтобы определить, являются ли искривления уже установившимися, стойкими, ребенка просят выпрямиться.
Деформация 1 ст. - искривление позвоночника выравнивается до нормального положения при выпрямлении.
Деформация 2 ст. - искривление отчасти выравнивается при выпрямлении ребенка или при висе на гимнастической стенке.
Деформация 3 ст. - искривление не меняется при висе или выпрямлении ребенка.
Дефекты осанки во фронтальной плоскости не подразделяются на отдельные виды. Для них характерно нарушение симметрии между правой и левой половиной туловища; позвоночный столб представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево; определяется асимметрия треугольников талии, пояса верхних конечностей (лопатки, плечи), голова наклонена в сторону. Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различной степени: от чуть заметных до резко выраженных. Боковое отклонение позвоночника при функциональных нарушениях осанки во фронтальной плоскости нестойкое, оно может быть исправлено волевым напряжением мускулатуры или в положении лежа; отсутствуют признаки торсии позвонков.
Профилактика и лечение нарушений осанки должны быть комплексными и включать:
1. Сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
2. Правильная и точная коррекция обуви:
устранение функционального укорочения конечности, возникающее за счет нарушений осанки в области таза, и выравнивающая уровень подвздошных костей;
компенсирующая дефекты стопы ( плоскостопие, косолапость );
3. Организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.):
4. Постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плаванием ;
5. Отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения ( за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д. );
6. Контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;
7. Плавание, лечебное плавание.
8. Применение , если это необходимо, различных ортопедических изделий : корректор осанки, спинодержатель, ортопедический корсет.
Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю, тренировать мышцы спины и брюшного пресса. Эти упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной физкультуры, в урок физического воспитания в школе, в спортивную тренировку.
Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и брюшного пресса, - тогда они могут в течение долгого времени удерживать позвоночник в правильном положении.
Упражнения для развития статической выносливости мышц выполняются в статическом режиме, т.е. мышцы необходимо напрячь и удерживать в этом состоянии 5-7 сек., а затем сделать паузу для отдыха в течение 8-10 сек., повторить 3-5 раз.
Затем выполняется другое упражнение для этой же или другой группы мышц. На одном занятии целесообразно делать 3-4 упражнения. Начинать занятия необходимо с более простых упражнений, но по мере их освоения упражнения необходимо усложнять за счет усложнения исходного положения, за счет изменения положения рук, ног, применения отягощений (палки, гантели, мячи, медболы, увеличения числа повторений до 10-12.
Статические упражнения необходимо чередовать с динамическими, дыхательными, упражнениями на расслабление, на координацию и др.
Необходимо помнить, что сформировать правильную осанку можно только в период роста позвоночника.
www.pozvonki.ru/podrobno_narushenie_osanki.htm