Праздничная православная кухняБог создал мир за 6 дней, а в 7-й день почил от трудов Своих, освятив его. Самым древним праздником была
ветхозаветная суббота, в Новозаветной церкви во времена апостолов – учеников Христовых – праздновать день, посвященный Господу, стали
в воскресенье. В I–III веках оно отмечалось христианами как день радости и благодарения Богу.
Согласно древнему церковному преданию, апостолы оставляли за столом часть хлеба как долю Богоматери в напоминание о постоянном общении с Владычицей. После трапезы они благоговейно делили эту отложенную часть между собой. Данный обычай в современных монастырях называется
чин о панагии – воспоминание о Пречистой Матери Божией. В
«Деяниях святых Апостолов» рассказывается, как христиане собирались для преломления хлеба. По окончании молитвы они проводили трапезы любви, во время которых приносили клиру от своих плодов и доходов. Во II веке оформился праздничный календарь Церкви, а в III веке праздничные дни были обособлены от будней.
Первые апостольские службы дали начало
современной литургии – богослужению, обязательному для любого праздника.
Христианство пришло на Русь из Греции вместе с традициями, обрядами и уставом церковной жизни. Из Византии были переняты и христианские праздники, посвященные воспоминаниям евангельских и самых важных ветхозаветных событий. А когда на Руси появились собственные святые мученики и подвижники (равноапостольные Ольга и Владимир, святители Сергий Радонежский и Серафим Саровский и др.), Русская православная церковь установила в их память особые дни. Чтимыми церковными праздниками стали и такие даты, как
явление Казанской иконы Божией Матери.
Прошедшее тысячелетие обогатило список православных праздников именами местных святых подвижников. В Минеи был включен список так называемых малых праздников, связанных с поминовением дней кончины местных святых (Ростовского, Черниговского, Муромского и др.).
Традиции, относящиеся к праздничным дням, формировались многие столетия. В IV–VI веках в Византии появились первые законы, касавшиеся православных дат. В праздничные дни жители страны не должны были посещать цирковые и театральные представления, а также заниматься делами, связанными с судопроизводством и общественными обязанностями. Император Константин запретил торговать в воскресные дни.
Византийские традиции и законы были продолжены Русской православной церковью, которая тоже запретила своей пастве трудиться по выходным и праздничным дням. Были установлены обряды и церемонии, соответствовавшие тому или иному празднику.
Церковные праздники поделены на непреходящие и преходящие, которые приурочены
к Пасхе.Самыми важными считаются
двунадесятые праздники – двенадцать больших преходящих и непреходящих праздников богослужебного года после Пасхи:
- Рождество (7 января)
- Богоявление (19 января)
- Сретение Господне (15 февраля)
- Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля)
- Вход Господень в Иерусалим (воскресенье перед Пасхой)
- Вознесение Господне (40-й день после Пасхи)
- Троицын день (50-й день после Пасхи)
- Преображение Господне (19 августа)
- Успение Пресвятой Богородицы (28 августа)
- Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября)
- Воздвижение Креста Господня (27 сентября)
- Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря).
Пасха в группу двунадесятых праздников не входит, так как это «праздников праздник и торжество торжеств».
Примечание:"Куличи, пасха, блины и другие блюда православной праздничной кухни", В. Н. Куликова