УТОЧНЕНИЕ ВЕДУЩЕГО АРХЕТИПА
Опыт показывает, что определить свой ведущий архетип или архетип близких людей бывает не так просто. Не стоит торопиться, поскольку от этого иногда зависят наши судьбоносные решения... и наш душевный покой.
Так, например, отличить Анубиса от Осириса, казалось бы, не представляет труда. Тем не менее мы можем видеть весьма сложные характеры мужчин.
Мягкий, добрый, внимательный к людям мужчина, все¬гда поможет, если его попросят, люди даже пользуются его безотказностью, женщины в коллективе его обожают, — чем не Анубис? При более близком знакомстве с человеком мы узнаем, что у него было безрадостное сиротское детство, ски¬тание по чужим людям, обиды, душевное одиночество, и мы убеждаемся в своем определении его архетипа. Но затем узнаем о его деловых качествах и о том, как складывается его семейная жизнь, и все переворачивается с ног на голову. Мы видим, что всего человек добился сам, никогда никому не кланялся, не выпрашивал себе должности, что главным в ра¬боте для него всегда было творчество, ему интересно имен¬но сделать дело! Интересное, полезное людям дело — глав¬ная вибрация его жизни. В своем отношении к жене и де¬тям заботлив, но и требователен. Жену искал сознательно в зрелом возрасте (с первой женой не прожил и двух лет, раз¬велся), любит ее как идеал, как королеву своей мечты. К то¬му же жена очень похожа на Исиду. Так кто же этот мужчи¬на? Конечно же, его ведущий архетип — Осирис. Вибрации Анубиса — это лишь особенности его личности, Осирис — ее стержень.
Для определения ведущего архетипа мужчины самым важным являются два критерия: любовь и дело. Его пове¬дение с друзьями, сослуживцами, родителями может часто отражать лишь его взгляды на жизнь. А они меняются с возрастом, с получением образования, с политической об¬становкой... и со многими другими внешними обстоятель¬ствами. Каждый человек стремится наиболее безболезнен¬ным способом вписаться в мир.
Видим мужчину активного, целеустремленного, смело решающего любые жизненные задачи, упорно преодолевающего трудности, и мы уверены, что он — Осирис. И вдруг
замечаем, что он слишком часто говорит не то, что он думает. Начинаем внимательно следить за его поведением, и понимаем, что его активная деловитость направлена не на
то, чтобы сделать какое-то важное и нужное дело, а на то, чтобы утвердить свое «Я». Так кто же он? Он — Гор. Гор от¬личается от Осириса именно тем, что ему по большому счёту все равно, чем заниматься, его главная задача — сделать себя, добиться уважения, должности, признания.
Чем отличаются Тот и Анубис? Тем, что Анубис любые со¬бытия жизни переживает долго и глубоко, он именно пережи¬вает, он болеет душой за все, он страдает, он думает о том, ка¬кие чувства наполняют других людей, почему они совершают те или иные поступки, он берет на себя ответственность за все происходящее, ему свойственно чувство вины.
Тот, напротив, никогда не сомневается в своей правоте. Что бы ни случилось в его жизни, он всегда найдет спасе¬ние в работе. Страдая, он замкнется, будет неразговорчив, но не будет думать о том, что он сам виноват в происходя¬щих неприятностях. Тот не будет копаться ни в себе, ни в людях, он скажет примерно следующее: «Такова жизнь, мне не повезло, ничего не поделаешь, но меня ждет работа, я дол¬жен ее сделать хорошо».
Иногда трудно понять, Анубис перед нами или Гор. Гор решителен, Анубис всегда оглядывается на чужое мнение. Это касается и любви, и дела. Гор считает, что лучше сде¬лать больше ошибок, но не стоять на месте. Анубис придер¬живается правил: «Семь раз отмерь, один раз отрежь» и: «Не причини вреда».
Чем моложе человек, тем бывает труднее определить его ведущий архетип. Если мальчик похож на Анубиса, но с ув¬лечением занимается спортом и имеет много приятелей, он Гор. Если мальчик с утра до вечера носится во дворе, непо¬нятно чем занимается, он — Осирис, если он ходит куда-то только по делу, он — Тот.
Особенно трудно бывает определить Сета. В архетипе Сета преобладает разрушение. Часто мы сталкиваемся с раз¬рушительной стороной человека дома или на работе, но не знаем при этом его других сторон. Многие мужчины быва¬ют резки и грубы в определенных жизненных обстоятель¬ствах, но это еще не значит, что их ведущим архетипом является Сет. Почему важно не ошибиться?
Мы совершаем тяжкий грех, когда думаем о человеке ху¬же, чем он есть на самом деле. «Не судите, да не судимы бу¬дете», — сказано в Писании. Наша задача по отношению к ближнему не в том, чтобы заклеймить человека в его нега¬тивном поведении, а в том, чтобы найти в нем положитель¬ное, на что можно опереться при необходимости в общении с ним, а также тот положительный потенциал, который мы можем помочь ему увидеть в самом себе. Только в этом слу¬чае мы делаем доброе дело.
Если вам кажется, что ваш брат — Сет, вы будете отно¬ситься к нему как к разрушителю и не заметите, что в его характере много от Осириса. Вы не сможете понять близко¬го человека, ваши пути разойдутся, но для чего-то вы были рождены у одних и тех же родителей, почему-то судьба пре¬допределила вам провести детские годы вместе (именно то¬гда, когда закладываются основы восприятия мира малень¬ким человеком). Ваше взаимонепонимание обязательно от¬разится на ваших кармических проблемах. Увидев же в нем Осириса, вы можете оказать ему большую моральную под¬держку и, тем самым, серьезно повлиять на его судьбу. Ва¬ше участие в его судьбе может решить ваши собственные кармические задачи.
Вы воспринимаете вашего отца-алкоголика разрушителем, возможно, оно так и есть, и он действительно Сет. И все же, прежде чем прийти к окончательному выводу и относиться к нему лишь как к Сету (а это означает полный от¬каз от любого энергетического обмена с ним, то есть даже по необходимости вы общаетесь отстраненно, будто сквозь непроницаемую стену), попробуйте все-таки понять, какие внутренние противоречия, какие страдания привели его в та¬кое положение. Может быть, вам откроется в нем Гор, Анубис или Тот. Может быть, вы подберете нужный ключик к его душе, необходимые слова, скажете их и откроете для близкого человека возможный путь к спасению.
Для точного определения ведущего архетипа женщины, пожалуй, работают такие два критерия: отношение к любви и отношение к детям.
Если женщина не хочет иметь ребенка, она или Хатор, или Нефтида.
Она — Хатор, если страдает от нежелания иметь своего ребенка, приходит в умиление от чужих детей, охотно к ним прикасается, дарит подарки, проявляет интерес.
Она — Нефтида, если дети оставляют ее равнодушной и даже вызывают отвращение. В мире природы самка, не имеющая потомства, не пригреет чужого детеныша, только имея собственных детей, она способна заботиться о других, попавшихся на ее пути.
В человеческом мире Исида, не способная иметь ребен¬ка, будет мечтать взять его из дома малютки на воспитание, и, скорее всего, сделает это, если только ей не будут мешать.
Маат, скорее, станет своим племянникам ближе, чем родная матушка. Хатор будет приглаживать всех чужих детей, не ре¬шаясь взять себе «найденыша».
Как убедиться в том, к какому архетипу принадлежит женщина: Исиде или Маат? Как Исида, так и Маат глубоко переживают, когда у них что-то не ладится в любви. Обе в такие периоды жизни становятся замкнутыми, уходят внутрь себя, пытаясь понять причины дискомфорта и найти выход из создавшегося положения. И та, и другая начинают зани¬маться какой-нибудь работой, чтобы отвлечься от своих грустных дум. Но если Маат говорит себе: «Надо искать вы¬ход...»— и спокойно и методично включается в работу по дому, в служебные обязанности, в воспитание детей... При¬чем делает свои дела с большей пунктуальностью и упорст¬вом, как будто от этого зависит решение проблемы. Она не рубит сплеча, она идёт последовательно, поэтапно. И выхо¬дит из проблемы с наименьшими потерями, лишь приобретая силу духа и исправляя ошибки собственного поведения. У Исиды все валится из рук, она может впадать в отчая¬ние. Внешне она может оставаться спокойной, лишь груст¬ные глаза выдают ее состояние, но мысли ее мечутся в бес¬покойстве, она принимает то одно, то другое решение, со¬мнения в правильности собственного понимания проблемы буквально разрывают ей душу. Она занимается делами рас¬сеянно, а периодически, устав от внутренней изматывающей мыслительной работы, может иметь непреодолимое желание лечь и лежать долго, кажется не имея сил даже дышать. Но все же в работе она забывается, мысли ее светлеют, пробле¬мы не кажутся такими безысходными, и она, как Маат, стре¬мится окунуться в дела.
В такие минуты Исиде трудно общаться с детьми, она не может скрыть от них своего тягостного состояния. Маат, на¬против, собирается с духом и показывает детям всем своим видом, что все у нее в порядке, и все будет у нее хорошо. Исида тоже может пытаться это сделать, но у нее получается неважно. Маат, убеждая кого-то в том, что все будет в порядке, и сама начинает верить в это и успокаивается.
Счастливая в любви Исида светится изнутри, она смеет¬ся, «чирикает всякую ерунду», движения ее становятся летя¬щими, порывистыми, неуловимыми. Она становится чем-то похожа на Хатор, но ее легко отличить по приятной мягко¬сти поведения, отсутствию всякой грубости и агрессии.
Счастливая Маат, наоборот, растекается, расплывается, становится немного томной и ленивой, можно спутать ее с Нефтидой. Но Нефтида становится самодовольной и над¬менной, она считает, что заслужила то, что имеет, и у нее тут же появляется желание иметь еще больше, у нее не хва¬тает ума радоваться тому счастью, которое у нее есть. Маат разумна, она умеет беречь не только большое счастье, но и малую радость. Она не рассказывает всем о своем счастье, она предпочитает молчать о нем, стараясь не расплескать из полной чаши ни одной капли.
Исида тоже не будет болтать о том, как у нее все здоро¬во, но сияющий вид ее выдаст, ей задают вопросы, и она, не в силах скрыть своего счастья, поделится своими радостями. Поэтому у нее бывает много завистников. Исида, как и Ма¬ат, не претендует на золотые горы. Имея немного, она до¬вольствуется малым, ей достаточно того, что у нее есть, и этим она счастлива. Люди, видя ее счастливой, часто завидуют ее радостной улыбке, а не тому, что она имеет. По ее довольному виду люди делают предположение, что у нее красавец муж, богатая жизнь и «золотые» дети. Когда они знакомятся с ее непритязательным счастьем поближе, они испытывают разочарование — чему же тут особо радовать¬ся... Исида в их глазах начинает выглядеть «дурой». Поэто¬му Исиде лучше сдерживать свои эмоции в присутствии по-сторонних людей, не расплескивать свое счастье из полной чаши, учиться его оберегать.
Хатор часто считает себя Исидой. Но в отличие от Иси¬ды, Хатор более легкомысленно относится к своим детям. Она может не замечать, что у сына рваные ботинки, что дочь ходит в школу в белой кофточке, ставшей уже серого цвета. Исида такого допустить не может. Хатор легко оставляет ре¬бенка на попечение родителей, друзей, знакомых, не особен¬но волнуясь, как чувствует себя заброшенный малыш. «Ведь он же не один», — скажет Хатор. Исида чувствует душевное состояние ребенка, она скорее пожертвует своими интереса¬ми, но не оставит лишний раз ребенка даже с бабушкой, не говоря уже о чужих людях.
Хатор легко уезжает от ребенка в отпуск, Исида остав¬ляет своего малыша на денек, и то в крайнем случае. Хатор стремится немного отдохнуть от малыша, сходить в кино, в гости, развеяться. Для Исиды такой отдых — мука, ее серд¬це все время рвется к ребенку: как он там...
Хатор и Нефтида могут быть также весьма похожи друг на друга. Но Хатор в любви всегда выкладывается полно¬стью, она готова все отдать ради счастья с любимым чело¬веком, даже если завтра она его возненавидит. Она никогда не встречается с мужчиной, если он действительно не увлек ее существо.
Нефтида завязывает знакомства по рассудку. Она никогда не любит, забывая себя. Чувства ее поверхност¬ны, неглубоки, она примеряет к себе партнера, как платье — чтобы красиво было и удобно, приятно к телу, богато смотрелось и не требовало большого ухода...
Оба женских архетипа достаточно равнодушны к детям. Лишь периодически вспоминают о них, не особенно вникая в их проблемы. Но Хатор находит в себе силы и за один раз наделяет ребенка таким ярким счастьем, что хватает на год. Например, отсутствуя дома большую часть года, путешествуя или гастролируя, проводя время в делах, репетициях, концертах, командировках, она может на день рождения не только подарить дочке шикарный подарок, о котором та дав¬но мечтала, но еще и провести с ней такой чудесный день, так одарить ее своей искрящейся любовью, столько ей рас¬сказать, так ее удивить, что у ребенка не будет сомнений в своем счастье иметь такую маму и в искренности огромной маминой любви к ней.
Нефтида на такое не способна. Даже если она и подарит подарок, о котором мечтал ребенок, она не сумеет это сде¬лать сюрпризом, и эффекта счастья не получится. Нефтида любит всегда вполсилы, поэтому детям с ней часто скучно, они ощущают некоторую натянутость и ложь в близких от¬ношениях с мамой, они сомневаются в искренности и до-стоверности любви к ним.
СИСТЕМА АРХЕТИПОВ
Интересно, что все девять Богов, пришедших на Землю, можно соотнести с пятью первоэлементами Вселенной, то есть с пятью стихиями китайской системы У-Син. Что в пе-реводе означает «как все движется» или «как все взаимодей¬ствует» (рис. 1).
Сказочка У-Син гласит: «Дерево питает Огонь («...под¬бросим дров в костер...»), Огонь питает Землю («...зола — лучшее удобрение...»), Земля порождает Металл в своих не¬драх (и, стало быть, питает его), Воздух питает Воду (кисло¬род, соединяясь с водородом, порождает воду), Вода питает Дерево (без воды дерево засохнет и погибнет)». Таким об¬разом, в природе все взаимосвязано.
Но мужчина и женщина встречаются не по закону пи¬тания одной стихии другой, а совершенно по-другому. За¬кон их взаимодействия основан на взаимостимуляции и взаимоторможении. Наилучшие пары образуются по коро¬мыслам звезды.
По этому поводу есть другая сказочка У-Син. «Дерево корнями угнетает землю, но пополняет ее пита¬тельные свойства опавшей листвой. Кроме того, оно помо¬гает земле сохранить влагу. Земля питает дерево, но не мо¬жет без него жить, без дерева она будет мертвой пустыней.
Рис. 1
Вода (влажность) и Огонь (Солнце) стремятся подавить друг друга. Под солнцем высыхает влага, вода заливает пла¬мя костра. Но, взаимодействуя друг с другом, они порождают биологическую жизнь на планете Земля.
Металл рубит Дерево, Дерево притупляет Металл. Дере¬во останавливает Ветер, не дает ему разгуляться, но и питает Воздух кислородом.
Вода размывает Землю, но и питает ее влагой. Земля засыпает воду, но и превращает ее в чистейший источник, про¬пуская сквозь себя и очищая».
Таковы отношения и в лучших семейных парах... Каж¬дой стихии соответствует один женский и один мужской ар¬хетип (рис. 2).
Стихия Вода — это душа человека. С Водой среди муж¬ских архетипов более всего соотносится Анубис. Его мягкий характер, как текучая вода, принимает форму того сосуда, в который проливается. Вода восприимчива: ее можно посолить, посластить, сварить на ней суп, пиво и кисель. Но по¬пробуйте сдавить воду, попробуйте большой поток уместить в малом сосуде, он выскользнет из ваших рук, оставив вам ровно столько, сколько готов был принять ваш сосуд. Си¬лой и мощью своего духа Анубис напоминает могучие ре¬ки, горные водопады, морские дали и океанские глубины. По китайским канонам именно Вода несет в себе изысканную человеческую сексуальность и наилучшую способность к де¬торождению.
Из женских архетипов к стихии Воды отнесем Исиду. Это иньская (женская) энергия в иньской стихии. Не случайно Исида — сама женственность. Ее водный характер также не-предсказуем, как река весной. Она терпеливо вмещает в се¬бя талые воды, но вдруг, переполнившись, разливается, сметая все на своем пути. Затем, будто опомнившись, под го-рячими лучами солнца смягчает свой нрав и вновь возвра¬щается в берега, полноводная и прекрасная, неторопливая и глубокая, полная тайных омутов и неожиданных порогов, готовая в любой момент приостановить свое течение перед плотиной и обрушиться с большой высоты прекрасным и неукротимым водопадом.
Рис. 2
Исида — нежная и ласковая Вода — ускользнет между пальцев, если в мужской душе не найдется соответствующего суда для нее... Быстрые струйки ее ручейков потеряются в густой траве. Ее будет не догнать, если только сама она не разольется неожиданно колдовским лесным озером.
Огонь — возвышенная любовь к прекрасному, стремле¬ние к гармонии, романтическая идеализация любви к жен¬щине. Огонь — неукротимая жажда деятельности, огромная энергия воли, подчиняющая себе все, что слабее. Огонь — самостоятельность зрелого мужчины, способность нести от¬ветственность за свои действия и за свое поведение.
Со стихией Огня связан человеческий Дух. Огненный ха¬рактер Осириса полыхает как жажда жизни, как огонь дей¬ствия и огонь очищения. Огонь может проявляться как мо¬гучее пламя мартеновской печи, созидающее и преобразую¬щее все, что попадает в его пространство, но может быть и маленьким огоньком свечи, горящей в ночи. Впрочем, ка¬кая разница, ведь природа его останется той же: дарить теп¬ло, свет, радость, все преображать, на все воздействовать. Но огонь может быть и разрушающим: когда горят леса и жи¬лища людей в пламени пожара, когда всепожирающий огонь страстей губит саму жизнь... Что ж, Огонь — особая, изна¬чальная, божественная стихия, с ним надо обращаться ува¬жительно и осторожно. Ведь это янское (мужское) начало в огненной, самой янской стихии.
Не случайно женское огненное божество Сотис не способно проявить себя на земном плане жизни. Проявись Сотис в физическом теле, она должна была бы быть правед¬ным ангелом, радеющим за весь род человеческий, но тогда бы она не смогла быть женщиной в полном смысле этого слова. Женщина Огня не может иметь детей, поскольку для вынашивания ребенка нужен не Огонь, а, напротив, Вода и Земля. Предназначение женщины быть рядом с мужчиной, помогать ему, поддерживать его. Для этого женщине нужны не огненные качества: воля, независимость, лучезарность, а земные: мягкость, терпение, жертвенность.
Огонь — мужское состояние, женщине оно не так необ¬ходимо. Интересно, что в китайской философии есть такое утверждение: земной мужчина владеет всеми пятью стихия-ми, а земная женщина лишь четырьмя. Она не владеет сти¬хией Огня и не должна стремиться к этому, Огонь ее разру¬шит. Это утверждение в дальнейшем послужило поводом для необоснованного суждения, будто бы женщина не совсем человек или, во всяком случае, не достойна быть равной с ним в правах. Что привело к угнетению и принижению женщины во все времена нашей истории вплоть до двадцатого века, когда женщины всерьез взялись отстаивать свои рав¬ные с мужчинами права.
На самом деле указания древних были не совсем пра¬вильно поняты. Земная женщина не владеет стихией Огня. Однако ее духовное начало, если только она стремится к это¬му, легко взлетает к высотам неземного блаженства, в мир тонкий и огненный, где ее поддерживает всегда сестра Сотис. Может быть, поэтому женщины более терпеливы, бо¬лее выносливы, обладают большей, чем мужчины, способ¬ностью прощать и любить ближнего, реже, чем мужчины, нарушают земные и небесные законы. Известный исследо¬ватель древнего искусства духовной практики К. Кастанеда пишет о том, что женщина гораздо ближе к тонким, божественным мирам. То, что мужчина достигает годами долгой, упорной духовной работы, женщина может, шутя, осущест¬вить простым сосредоточием своего духа на желаемом состоянии, потому что вибрация Сотис маленькой искоркой живет в каждом женском существе.
Огненная, лучезарная женщина Сотис, прекрасная боги¬ня, ангел-хранитель Земли, обитает в тонких мирах про¬странства. Она является многим мужчинам и женщинам в их детских и взрослых снах. Она приходит как светлая фея-утешительница, она вдыхает в людские души веру в прекрас¬ное и чистое, вдыхает веру в свою звезду и желание жить по-доброму, с любовью к людям и к миру.
Видимо, поэтому у Осириса совершенно особое отноше¬ние к женщине, по сравнению со всеми другими архетипа¬ми. Отношение к женщине у него формируется так, как буд¬то Сотис, его старшая сестра, привила ему с младых ногтей уважение к женщине, к природе женского существа. Осирис может оскорбить женщину, ударить ее, унизить, он воспринимает себя как сильного и благородного рыцаря, считающего ниже своего достоинства вступать в противоречие с женщиной. Это врожденное состояние Осириса есть состояние Огня!
Огонь тесно связан с Водой. Для гармонии жизни необходимо соединение инь и ян энергий. Осирису необходима Исида, без нее он не может быть счастливым мужчиной, без неё он не сделает всего того, что предназначено ему судьбой, Исида чахнет и погибает без Осириса. Она мертва без него, мертва вода вечных льдов Антарктиды. Соединение Воды и Огня, Моря и Солнца, Исиды и Осириса порождает жизнь, божественную монаду Вселенной (рис. 3). Соединение инь и ян энергий не имеет четкой границы. Они перетекают друг в друга. Всегда в море инь есть капелька ян, а в море ян есть капелька инь. Отношения между инь и ян характеризуются взаимоотношением и взаимоограничением, целостностью (невозможностью существования друг без друга) и естественной борьбой противоположностей.
То же самое жизнеутверждающее начало несет в себе соединение Анубиса и Сотис. Но если Исида и Осирис порождают жизнь земную, то Анубис, соединяясь с Сотис (выс¬шей небесной душой всего Человечества), порождают жизнь духовную.
Рис.3
Мы понимаем, что соединение энергий Анубиса и Coтис в божественную монаду символично (оно символизирует соединение физического и духовного начала в человеческом существе), поскольку Сотис не присутствует в фи¬зическом мире. Это загадочное обстоятельство порождает в романтических мужчинах непонятную тоску по прекрасной женщине, с которой возможно высшее, духовное соедине¬ние... Любовь — сложное чувство, в нашем мире легче по¬родить жизнь тела и труднее вырастить духовную приро¬ду. Но именно она и определяет истинность Любви. Без духовного единения душ любовь лишь животная потребность тела, быстро вспыхивающая и быстро угасающая.
Анубис в мифах Древнего Египта является Богом-Проводником, соединяющим душу земного человека с вечным Духом. Предназначение мужчин с ведущим архетипом Анубиса состоит в том, чтобы, выращивая свой дух, соединяясь с божественной Сотис, нести всем людям возможность также раскрыть в себе свою духовную природу. Поэтому Анубисы часто бывают поэтами, художниками, учителями. И, на верное, поэтому они часто не находят в жизни женщину, реальную, земную, которая была бы похожа на их небесную возлюбленную Сотис. Они часто остаются холостяками, поскольку склонны то к монашеству, то к донжуанству, как к бесконечному поиску женского идеала.
Мужчина стихии Земли, конечно же, Тот. Порядок, земная устойчивость, невозмутимость, ощущение природной гармонии, уверенность в собственной защищенности — все это стихия Земли. Земля — это работа, это строительство до¬ма и выращивание хлеба, это творческое служение людям. Это художники и писатели, это ученые и политики, учите¬ля и врачи, хлеборобы и мастера своего дела: ювелиры и ка¬менщики, геологи и краснодеревщики. Сосредоточение на мастерстве и пользе дела — так звучит идеал Тота, мужчи¬ны стихии Земли. Тот — очень гармоничная натура, по¬скольку это мужское, янское начало в самой иньской стихии. Удивительная гармония инь и ян энергий делает Тота, пожалуй самым сильным и самодостаточным мужским энер¬гетическим началом нашего мира.
Женщина стихии Земля — Нефтида, иньское начало в иньской стихии. Видимо, отсюда ее ленивость и расслаблен¬ность, пусть придет пахарь и вспашет землю, бросит в нее чудесные зерна, пусть они прорастут и украсят землю. Без пахаря земля может стать и красивым лугом, и бесплодным солончаком, и пустынной степью, и болотом... Такова и Нефтида. Без пахаря земля — дикая природа, она может цве¬сти прекрасными цветами, а через месяц зарастет бурьяном... Она живет по естественным законам природы и нельзя требовать от нее возвышенности и духовности, она пре¬красна сама по себе, в своих естественных проявлениях. Это и есть суть Нефтиды.
В стихии Земли Тот является жизнеутверждающим на¬чалом. А Нефтида в целом оказывается недостаточно гармоничной, ей не хватает огня, духовного процесса в ее жизни.
Союз Тота и Маат так же естествен, как прорастание зерна в теплой весенней земле. А в союзе Гора и Нефтиды ростки духа все время подвергаются неблагоприятным усло¬виям: то грянет засуха, и эгоизм лишит питания все про¬израстающее, то непрекращающиеся дожди истерик, обид, скандалов готовы сгноить сами корни ростков счастья. Но если в самом начале их союз был наполнен любовью, если любовь согрела маленький росток счастья, если любовь про¬ливала слезы в засуху и защищала от дождей, — то дерево счастья непременно взрастет. Преодолевая все кармические трудности, могучее дерево, исполненное духовных сил, рас-кинет широко свои ветви, приглашая каждого испить из живительного родника, струящегося у его корней.
Стихия Воздуха — ясная стихия. В нем женское, иньское начало Хатор является жизнеутверждающим принципом, со¬единяющим в себе инь и ян. Воздух заведует соединением Земли и Огня. Воздух — проводник энергии от материи Зем¬ли к духовному, огненному состоянию Космоса. Воздух на¬полнен дыханием Земли и открыт для дыхания Космоса, дыхания Высших сфер. Поэтому он так стремителен и непред¬сказуем, как Хатор. Воздух всегда оптимистичен, он бежит, летит вперед, он не плачет над осколками случайно разби¬той вазы или надломленной ветки дерева. Воздух освежает, бодрит, наполняет паруса упругой энергией ветра, энергией свободы. Воздух новыми силами наполняет дыхание, очи-щает мысли человека, освежает голову. Он не позволяет за¬стаиваться (поскольку чтобы порождать новое, необходимо освобождаться от старого), он будит творчество, соединяя земное и небесное.
Сет — янская, мужская сторона активной, янской стихии Воздуха. Но если Осирис (янская энергия в янской стихии Огня) имеет дарующую основу, это само Солнце, несущее жизнь, то Сет — Воздух, по китайской философии, являет¬ся разрушающей, наиболее опасной для человека энергией.
Воздух — Сет порождает бури, смерчи, тайфуны. Он разру¬шает землю, раздувает ее, сглаживает вершины гор, а пло¬дородную почву превращает в пустыню. Энергия Сета раздувает пожары, приносит стихийные бедствия, нарушает мирное и гармоничное течение жизни.
Воздух тесно связан со стихией Дерева. Маат способна благотворно влиять на Сета — деревья наполняют воздух кислородом, что способствует жизни на земле. Хатор дает энергию Гору — деревья поглощают углекислый газ из воз¬духа, необходимый для их жизнедеятельности. Лес — храни¬тель чистого воздуха планеты.
Стихия Дерева вмещает в себя понятие всей биологиче¬ской жизни, включая и человека. В китайской философии есть прямое сопоставление человека с деревом.
Чтобы дерево (то есть человек) было гармонично, его ствол и ветви должны быть могучими, как корни, широко раскинуться, создавая тень под своим покровом, а верши¬ной дерево должно дотянуться до неба, чтобы птицы могли петь песню солнцу, сидя на его макушке.
Корни дерева (человека) — его земная телесная жизнь. Человек должен заботиться о своем здоровье, он должен разумно относиться к своему жилищу, располагать его на благоприятном месте, должен заботиться о благополучии своего рода, оберегать потомство. Забота о своем теле вклю¬чает в себя обязательный физический труд и физические упражнения, необходимые организму. Здоровое тело — ос¬нова гармонии всего существа. Русская поговорка также гласит: было бы здоровье, остальное приложится.
Ствол дерева должен быть прямым и упругим. Это стер¬жень личности, жизненные принципы, система ценностей. Ствол не должен быть ни корявым, ни раздвоенным. Он не должен быть слишком твердым, как человек не должен быть слишком упрямым и консервативным. Идеальный ствол де¬рева, как у мачтовой сосны — легко гнется, воспринимая но¬вые условия, но не ломается, способен сохранять себя под любыми ветрами. Тогда человек подвижен и способен най¬ти разумное даже в чуждых себе идеях, отстаивая свою точ¬ку зрения, способен идти на компромисс.
Широкая крона должна служить реализации талантов че¬ловека, его способностей на благо общества. В тени своей кроны человек должен иметь возможность дать защиту слабому и вырастить потомство, дать приют путнику, угостить его плодами. Протягивая ветви соседним деревьям, человек, как и дерево, поддерживает других и принимает сам под¬держку соседей в осеннее ненастье.
Устремляясь вершиной к небу, человек выращивает свой дух. Но он должен помнить, что его задача — выращивать все части своего дерева гармонично. Взлетая слишком быст¬ро вершиной в небо, дерево оставляет недоразвитыми кор¬ни и ветви, слишком тонким и непрочным — ствол. Первая же серьезная буря надломит не сложившийся стержень убеждений и вырвет корни, плохо проросшие в землю.
Дерево — инь-янская стихия, в ней энергии природы со¬единены в гармоничном единстве. Поэтому Гор и Маат весь¬ма независимы, самостоятельны, считают себя самодостаточ¬ными и свободными личностями. Но это не совсем так.
И Гор, и Маат нуждаются в широком общении, в друзь¬ях и любимых! Дереву нужна теплая земля, воздух, дерево погибнет без воды и без солнца. Видимо, Дерево первона¬чально является наиболее хрупкой стихией нашего мира. Но при поддержке всех четырех стихий оно может развить свой могучий дух, Человек должен оправдать свое имя Сына Божьего.
1.jpg ( 38,55 килобайт )
Кол-во скачиваний: 99
2.jpg ( 45,22 килобайт )
Кол-во скачиваний: 217