ГЛАВА 3 ПЯТЬ МУЖСКИХ АРХЕТИПОВ
Осирис — земной бог. Мужское деятельное началоГлавная задача мужской кармы — это действие, деятельность, созидание. Осирис — это архетип, который реализует свою земную мужскую задачу без особых проблем, ему все дается легко, он не страдает инфантильностью. Это активный мужчина, в нем бурлят яркие янские энергии, это мужчина, который больше всего похож на мужчину. Он наиболее гармоничен, но это вовсе не значит, что он некое собрание идеальных качеств, вовсе нет. В нем есть все! И всего в меру!
Как Анубис, он может быть романтичным, писать стихи и желать избавления человечества от всех болезней. Но долго пребывать в заоблачных далях и в закоулках человеческой души он не в силах. Его распирает жажда действия.
Как Тот, он может быть мудрым и терпеливым учителем и в то же время учеником, вечно постигающим истины. Но если Осирис занимается Наукой (что есть главное занятие Тота), то его работа обязательно будет носить практический характер, он не может быть академическим ученым, сухим книжным червем, ему не интересна наука ради науки, ему интересна наука, приложимся к жизни, причем не когда-нибудь, а прямо сейчас, сегодня, к крайнем случае завтра.
Как Гор, он всегда остается задиристым мальчишкой: с одной стороны озорным ребенком, с другой — упорно идущим к своей цели борцом. С Гором они похожи больше всего, не случайно Гор — сын Осириса. Но Осирис в большей степени самостоятелен, в большей степени склонен сам решать свои проблемы, он не ждет помощи, не ищет ее, у него слишком велико собственное чувство ответственности за все происходящее. Различаются они и в отношении к женщине. Для Осириса любимая — это прежде всего Муза, вдохновляющая его на подвиги, на созидание, на творчество. Для Гора идеальна женщина та, которая может его донять, поддержать, чему-то научить пробудить в нем силы и желания.
Как и Сету, Осирису вовсе не чужды удовольствия жизни. Со всей своей страстностью он может упиваться праздником жизни, театром жизни, музыкой жизни, наслаждениями телесными и душевными, эмоциональными. Но Осирис никогда не расстроится, что не попал на праздник из-за служебных проблем. Он никогда не будет стремиться к удовольствиям любой ценой. Он никогда не поставит получение услады впереди удовольствия от работы, от вложения своих сил в нужное дело — для него это всегда самое главное, а все остальное — приятное украшение жизни, без которого можно, в принципе, и обойтись.
В целом Осирис — это мужчина, который всегда на виду, в гуще дел, создающий, не жалеющий своих сил ради дела. Но главной целью для него никогда не бывает задача заработать побольше, а потом «оторваться на все сто». Главная его цель — это сделать что-то путевое, стоящее, важное, красивое, а деньги — это само собой, конечно без них нельзя, ведь он земной бог. Колумб и Васко да Гама, Джордж Вашингтон, Ярослав Мудрый и Петр Первый, без сомнения, Осирисы нашей эпохи с поправкой на время, в котором они жили.
В мифе мы помним, что Осирис—это главный из девяти богов, пришедших на Землю. Он — первый царь Египта и Учитель мира. Посланник Космоса, он создал на Земле государство, он установил закон и порядок, он научил людей выращивать злаки, строить дома и корабли, владеть различными ремеслами, использовать знания на практике для улучшения своей жизни. Он — разумный, демократичный, талантливый руководитель.
Наладив порядок в Египте, он отправляется по дальним землям, но не с войной. Всюду он также раздает людям знания, ему важно, чтобы все люди жили хорошо. Только тогда возможно счастье для его родной страны, для его семьи и для него самого, которое заключается в удовлетворении жизнью и тем, что он в ней сделал. Ради этого ему не жаль сил, времени, терпения.
После долгих скитаний вдали от дома и от любимой женщины Исиды он возвращается, довольный своей работой. Вернувшись, он находит в своем государстве порядок, ведь у него много единомышленников, друзей, которые искренне любят его и верны его делу.
В его отсутствии Исида отстояла дело мужа веред Сетом, стремящимся провести реформы, которые грозили бы развалом всему тому, что построил Осирис. Что же, откровенные враги и заблуждающиеся есть всегда, у каждого, кто хотел бы сделать что-то важное в этом мире. Но Осирис не одинок, у него много сподвижников.
Не в его правилах бояться врагов, таиться от них, не в его правилах носить камень злобы и обиды за пазухой! Поэтому он устраивает праздник своего возвращения для всех, не разделяя людей на партии, враждебные лагеря и блоки. У него чистые намерения, он хочет, чтобы все были счастливы» сыты, довольны. Его страна богата, всем хватает всего, чего бы они ни пожелали.
Он не предполагает, что люди могут завидовать его славе и только поэтому вынашивать коварные и злые замыслы. Он не предполагает в других нечистых помыслов, потому что их нет в нем самом. Он доверчив, открыт, доброжелателен и предполагает то же видеть в других людях.
Во время празднества жена Сета Нефтида, тайно и страстно влюбленная в Осириса (разве можно не влюбиться в такого мужчину!), привлекла его к себе, будучи не в силах сдерживать чувства, и он уступил ей, он возлег с нею. Далеко не трезвый и весьма любвеобильный Осирис не мог отказать любимой сестре его любимой Исиды и своей собственной сестре, (Все боги, пришедшие на землю, — братья и сестры.)
Этот не совсем симпатичный, казалось бы, поступок Осириса вовсе не смущает его самого и, что самое странное, Исиду тоже. По понятиям Осириса, мужчина не может отказать жаждущей ласки женщине, разве ему трудно доставить ей удовольствие?
Он вовсе не изменяет Исиде и не собирается делать это впредь. В момент соединения с Нефтидой она для него тоже Исида, его единственная, неповторимая возлюбленная, и, подтверждая это, он одаривает Нефтиду такой же гирляндой из тех же цветов, какую он дарил всегда своей Исиде в момент их близости.
Интересно, что Исида сразу поняла это, лишь только увидела на ложе Нефтиды эту прекрасную гирлянду цветов. А вот Сет готов излить всю злобу на Осириса, поскольку и в любви браг обошел его, а вообще-то, любой повод для злобы хорош! И, как мы знаем, за свою доверчивость и открытость Осирис вскоре поплатился жизнью.
Спустя некоторое время с помощью Исиды Осирис воскресает, он снова жив, полон сил, но мы видим, что в нем нет жажды мести. Он хочет восстановить порядок в своей стране, который разрушен Сетом, взошедшим на престол, он хочет благополучия земле и народу. Осирис скрывается от Сета, собирает силы, он готов восстанавливать справедливость честно и открыто, но не в его правилах наносить удар из засады, развязывать кровавую войну. В целом он отдает предпочтение Разуму, но не Силе. Разрушение ему не свойственно. Его родной брат должен понять, что поступает неразумно, незаконно. Осирис верит, что Сет раскается и успокоится, что все вернется на круги своя, потому что это хорошо для всех, это правильно и справедливо. Он даже не может предположить всей мерзости планов брата, потому что в нем самом этой мерзости нет.
И Сет находит убежище Осириса и вновь его убивает. Он разрубает его на куски и разбрасывает их по всему свету, он стремится тем самым разрушить гармонию, единство, целостность личности Осириса, которая так ему ненавистна. Сет скормил фаллос Осириса рыбам, дабы уничтожить его мужские энергии, его активность, созидательность и страстное, деятельное отношение к жизни.
Исида вновь собирает тело мужа по кусочкам и оживляет его при помощи заклинаний и своей бесконечной любви к нему. Вновь оживленный, Осирис оказывается все так же силен, полон жизненной активности и мужских желаний. Не случайно он служил египтянам символом умирающей и воскресающей каждый год природы. Однако, утратив фаллос, Осирис лишается своего земного начала. Он становится правителем Страны Мертвых — прекрасного Запада, Дуата — так называют загробный мир египтяне.
Но это вовсе не означает, что Осирис умер, что нет больше его созидающих кипучих энергий. Эти силы продолжают жить, наполняя собой все сущее, поскольку это силы духа, божественные силы, они не могут исчезнуть с разрушением физического тела. Духовные, созидательные, божественные силы человека бессмертны.
Деятельное начало духа — в каждом из живущих мужчин. Правда, в одном его «кот наплакал», в другом оно вроде бы есть, но просыпается лишь периодически, зато в третьем сверкает искрящимися гранями. Когда мы видим открытого, доброжелательного, деятельного, бескорыстного мужчину, мы говорим, что его ведущий архетип — это архетип Осириса.
Мы понимаем, что в каждом смертном человеке намешано всего понемногу и из глубин подсознания уж обязательно когда-то выглянет и Сет. И тем не менее каждый человек несет в себе некий ведущий, главенствующий архетип. По ходу жизни мужчина может утрачивать все благостное, что в нем было заложено изначально, и скатываться в архетип Сета. Но может и наоборот, изживать в себе пороки духа, приближаться к гармонии и становиться все больше Осирисом, даже если изначально его ведущими архетипами были Гор, Тот или Анубис.
Чуткие родители обязательно должны определить в своем маленьком мальчике его ведущий архетип. Ведь именно от этого зависит, наказывать забияку или приласкать, требовать выполнения домашних обязанностей или терпеливо убеждать в необходимости заботы о ближнем. Наше поведение всегда зависит от того, с кем мы имеем дело. Нельзя ко всем детям относиться одинаково требовательно или одинаково мягко.
Как распознать в своем малыше Осириса и как его воспитывать?
Маленький Осирис раньше, чем другие младенцы, начинает улыбаться, проявлять сверхактивность и самостоятельность. Будучи нескольких дней от роду, один симпатичный Осирис, оставленный слегка запеленатым на широкой кровати, за полчаса умудрился так резво перебирать ножками, что мамочка подхватила его уже на самом краю.
Подрастая, Осирис обычно не может познавать детали и тонкости мира с большой усидчивостью и упорством. Он схватывает основную суть предмета и уже бежит дальше. Его главная страсть — расширить пространство своего обитания. Такому малышу обязательно нужно позволять везде ходить и заглядывать, с ним непременно нужно совершать длительные прогулки, брать его в путешествия. Любимой сказкой для Осириса может быть «Колобок»; но, почти наверняка, он сам придумает ей счастливый конец.
Осирис – школьник — это обязательно спортсмен, задира, откровенный и естественный лидер, который, однако, ничуть не тушуется, если кто-то оказывается лучше его, он с уважением относится к чужим победам и втайне обязательно мечтает быть героем, полководцем, капитаном, знаменитым спортсменом или победителем математической олимпиады.
Если Осирис провинился — разбил нечаянно окно, уронил горшок с цветком, разбил товарищу нос в драке, — он очень переживает. «Я не хотел, я не нарочно» — вот первые слова, которые он скажет. Вы скажете ему, что он наказан, он расстроится еще больше. В сердцах он может даже швырнуть портфель или хлопнуть дверью уходя, но это вовсе не значит, что он не признает свою вину. Это значит, что он не в силах выдерживать самой маленькой мысли о том, что он плохой. Вы говорите ему, что он плохой, его расстроенная душа плачет: «Люди не поняли меня, моих чистых помыслов, я не хотел ничего плохого, я докажу, что я — хороший!» И он докажет! Важно только обязательно увидеть это, похвалить его — и вы снова навеки друзья. Но все-таки лучше всего для Осириса, чтобы вы не сердились и не наказывали его. Лучше, если смысл вашей реакции на его оплошность будет другой, а именно: «Ты хороший мальчик, но ты сделал плохо, это надо исправить...» Он сделает все, что вы ему скажете, потому что ему близко и понятно именно такое отношение к делу.
Если же Осириса загоняют в угол: «Ты плохой, ты все делаешь плохо, ты непутевый...» и т.д., он замыкается, перестает реагировать, сжимает зубы и говорит себе: «Я это вытерплю, это не навсегда, я еще докажу всем!» Но когда он вырастет, он при первой же возможности уйдет от вас в свою жизнь, самостоятельную и свободную, и что бы там ни случилось, он будет решать свои проблемы сам, сам делать ошибки и сам из них выбираться. Вы не сможете ему помочь, он не верит вам, потому что вы не поверили ему. Он уверен, что и в этом его сила. Стоит поддерживать в нем его силу и ни в коем случае не разрушать ее.
Учиться Осирис может no-разному. Чаще учителя говорят о нем как о способном и неглупом, но неусидчивом мальчике. В младшей школе его традиционные оценки — «пять» и «два». В старших классах все чаще говорят о нем, что он ленится. А он вовсе не ленится, ему нужно, чтобы он видел конкретный практический смысл в своей работе. Учеба ради оценки, что принято в нашей школе, ему мало понятна. Ему хочется сегодня и сейчас сделать что-то стоящее, великое, настоящее. Это «гениальные троечники», которые спокойно поступают в техникумы и вузы, если видят в этом смысл своей деятельности. Они всегда находят себе профессию по душе, всегда добиваются высокого мастерства, всегда прилагают к своей работе фантазию и неординарное мышление — они просто не могут по-другому.
Осирис может быть и отличником, но это, скорее, такой отличник, которому просто все легко дается. Трудно представить себе Осириса, добивающегося пятерки упорным нескончаемым сидением за книгами.
Осирис может быть и кромешным двоечником, но при этом он не перестает быть жизнерадостным, активным выдумщиком, спортсменом и лидером. В таком случае, дорогие учителя и родители, поставьте себе двойку с минусом, потому что вы не сумели заинтересовать его пытливый ум школьными предметами, и уж во всяком случае не смейте говорить ему, что он плохой. Он — хороший, он — умный, и он еще не раз вам это докажет!
Как Осирис проявляет себя в любви?
Натура страстная и восторженная, Осирис всегда в кого–нибудь влюблен: в бабушку, маму, сестренку, соседскую девочку и в тетю Марину, ведь у нее такие необыкновенно длинные волосы! Для влюбленности ему непременно нужно чем-то восхищаться, чему-то удивляться. Но вместе с тем любовь не захватывает его целиком и полностью, она есть прекрасное и необходимое дополнение его жизни.
В классе Осирис влюбляется обычно в активных, эмоциональных девочек, которые также склонны быть лидерами: активистки, спортсменки, красавицы, отличницы — они поражают, восхищают и первые после зимы приходят в школу в тонких колготках и туфельках. Бывает, что его внимание привлекает и тихая, скромная девочка, но и тогда она все-таки должна его чем-то поразить: слишком грустными глазами или красивым профилем, изысканной одеждой, большими бантами или неизменными пятерками за сочинения. Он может не замечать ее годами, она просто не попадает в поле его зрения, а потом вдруг услышит, как она. играет на скрипке на школьном вечере или читает стихи, и что-то удивит его в ней, он захочет разгадать эту загадку.
Осирис легко вступает с девочками в контакт. Один из первых в классе он завязывает дружбу, носит ее портфель до дома, заходит в гости, общается с ее мамой, он открывает эпоху откровенных влюбленностей и дружб в классе. Его смелость, открытость, ненавязчивость и искренность заставляют обычно всех девочек быть хоть немного влюбленными в него.
В юности он быстро понимает вкус секса и цену своей очаровательности, быстро находит путь к женским сердцам, иногда становится ловеласом, но никогда не использует женщину в корыстных целях. Осирис никогда не женится но расчету. Даже если он женится на богатой невесте, так это только потому, что был искренне поражен, восхищен ею и ее семьей, они все казались ему необычными и чудесными людьми.
Вообще, Осирисы женятся рано. Их подталкивает к этому их увлеченность возлюбленными, страстность и благородство. У них очень сильно чувство ответственности за свои действия: «Я — хороший, а плохим быть не могу, я не могу причинить боль человеку, который меня любит».
Однако женщины очень часто чувствуют себя обманутыми. Им кажется, что этот мужчина всю жизнь будет носить их на руках, бросать розы к их ногам. Его огромная искрящаяся энергия, самоотдача, с которой он предается всему, что его увлекает в данный момент, позволяет им думать, что они отхватили себе пажа, поэтического рыцаря любви на всю жизнь. Но спустя несколько месяцев (хорошо, если месяцев) после свадьбы Осирис считает, что это дело он уже сделал, и сделал хорошо, и теперь он бежит дальше, с восторгом вкладывая себя в работу, в творчество, в строительство дома, в посадку сада, в друзей, единомышленников, в дело, которое ему непременно хочется сделать. Он уверен, он не сомневается, что его жена готова разделить с ним все его идеи, ведь они оба так любят друг друга... А вот здесь его часто ждет разочарование. Его жена любит не его самого, а его любовь к ней.
Осириса ждет непонимание, слезы, упреки: она ждала чего-то другого, она думала, что вся ее жизнь будет сказкой... Вместо этого нужно терпеть его вспыльчивость, поддерживать его в трудную минуту, жертвовать своим временем, силами, а может быть, и своими идеями для того, чтобы жить его мыслями, его задумками... Его самостоятельность, его активность, его независимость — все это надо любить. Далеко не всякой женщине это по силам. Осирис нуждается в мудрой ненавязчивой поддержке женщины. Ему нужна женщина — Исида, но об этом потом.
А пока разочарованный, искренне пораженный таким поворотом, он разводится с женой и теперь будет более осторожным. Переживший душевную травму, жениться второй раз он будет уже с умом. Только тогда, когда будет уверен, что его понимают или хотя бы не будут мешать. А увлечения — как же без них, ведь он живой человек, все такой же пылкий и увлекающийся.
Осирис в любви выгодно отличается от других архетипов тем, что он искренне стремится к отдаче, он не скупиться на цветы и подарки, он действительно хочет, чтобы ей с ним было хорошо. К женским ошибкам и глупостям он относится снисходительно, но досадует, когда эти глупости мешают ему действовать.
Осириса можно узнать по спортивному и свободному стилю в одежде. Он не очень любит строгие костюмы, даже если: по роду деятельности вынужден к ним прибегать. Хотя одежда его не слишком занимает, однако он аккуратен, следит за собой, старается, чтобы его рубашка, белье и носки были всегда чистыми. Куртку, ботинки и шапку он может забыть во время поменять, и они рассыплются прямо на нем, если заботливые женские руки не проследят за его гардеробом.
Как Осирис относится к работе, вы, наверное, уже поняли. Главный смысл его жизни — созидание. Он может быть преуспевающим бизнесменом и сапожником, трактористом и: врачом, художником и банщиком, но только если дело его увлекает, он будет счастлив. Даже если не сложится личная жизнь, даже если настигнут большие беды, он никогда не пропадет, если у него есть интерес к какому-то делу. Осирис может пить горькую, как это принято на Руси. Но добрая женщина и любимая работа не дадут ему упасть в бездну, Он искренен и поэтому везуч. Даже если он потерял все, на краю пропасти его удержит его безумная мечта — сделать что-то прекрасное. Или женщина, которая поверит в него, как Исида, отдаст ему все свои силы, и это будет не напрасно!
Как Осирис строит свои отношения с детьми? Несмотря на свою занятость, хотя бы изредка он обязательно играет, возится с детьми, шумит с ними, смеется и их шуткам, балует их и заботится о них очень трепетно. С сыном он — мальчишка на равных и старший друг, дающий вовремя нужный совет. С дочкой он нежный и ласковый защитник, понимающий и прощающий ее невинные шалости. Даже если у Осириса совершенно нет времени заниматься детьми (его двум мифологическим сыновьям Анубису и Гору вовсе не досталось отцовской заботы), они все равно любят его, восхищаются им, боготворят его, они готовы следовать за ним, продолжать его дело. И в самых неблагоприятных ситуациях они продолжают любить его даже тогда, когда не могут понять.
И наконец, как относится Осирис к материальному благополучию, к деньгам, к удовольствиям и всему тому, что мы называем радостями физической жизни? Очень хорошо. Он считает, что все это должно быть, но не слишком отвлекать.
Ему очень тягостно, если женщина зарабатывает больше него. Голова и руки его всегда при нем, и поэтому он сделает все, чтобы не быть материально зависимым от нее. И все же если она приносит большие деньги в семью, ей стоит пойти на многие и многие ухищрения ради того, чтобы он не чувствовал своей ущербности, в противном случае их жизнь превращается в ад.
Осирис очень любит дарить подарки, помогать кому-то, покровительствовать своим братьям и сестрам, а то и посторонним людям. Ему нельзя запрещать это делать, иначе он заболеет совершенно всерьез. Его энергия должна искриться, он должен видеть вокруг удивленные, благодарные и счастливые лица, иначе на него навалится хандра, пойдут головные боли, схватит сердце, а то и заболят почки. Его энергия не может закисать, она должна фонтанировать! Ему всегда очень плохо, когда у него нет возможности кому-то в чем-то помочь, кого-то одарить или обрадовать.
Осирис любит и умеет отдыхать. Устроить бесподобные шашлыки для всей компании, уехать с любимой на три дня, но в божественное место, сходить в театр, на концерт, но если что-то действительно стоящее. Лучше все-таки шумное празднество, непринужденная тусовка, хотя все это может быть и очень изысканным. Иногда он чрезмерно увлекается удовольствиями жизни, особенно тогда, когда чувствует себя вправе отдохнуть и расслабиться наконец. Это происходит, когда он добился большого успеха, признания. Однако ему стоит помнить, что Сет, завистливый и коварный, всегда рядом с ним и почивание на лаврах ему будет стоит жизни!
Тот — великий маг. Мудрость и познание жизниАрхетип Тота — это архетип мудреца, знающего, чувствующего, что жизнь преходяща, но есть Вечность и можно в этой жизни приблизиться к Вечности, заглянуть в ее глаза. То, что ты там увидишь, не сравнимо ни с одним земным удовольствием. Великий китайский мудрец Лао-Цзы писал: «Ты ищешь праведности. Совсем не надо стремиться так усердно, иначе никогда не достигнешь истинной мудрости».
«...Знания, зрение и речи скорее затемняют душу, а не освещают ее. Только в тишине совершенного покоя к человеку возвращается сознание его души».
«...Когда все говорят о прекрасном, появляется безобразное, когда все говорят о добре — появляется зло. Когда порождается одно — возникает его противоположность. Трудное порождает легкое, а короткое — длинное, высокое и низков соотносятся только друг с другом. В противоположности — разрушение. Прими все, что есть! В единении найдешь силу и счастье. Ибо все это есть в тебе. Принимая все — принимаешь себя. Принимая, понимаешь. Вот почему премудрый человек пребывает в деле недеяния, проводит в жизнь учение, невыразимое в словах. То, что дает ему жизнь, он не спешит радостно иметь. Совершая действие, он не спешит рассказать всем, что это сделано им. Именно поэтому он всегда имеет, и всегда действие закрепляется за ним».
«.. .Долго на носках не устоять, далеко широким шагом не пройти; кто видит лишь себя, тот никогда не увидит свет; кто зазнается, тот других не знатнее. Тот, кто сознает в себе Дао, тот стремится к равновесию и избегает крайностей».
«...Дао — это единство всего, оно обнимает все вещи. В нем заключается все, поэтому его нельзя назвать никаким словом. Дао — ничто. Это абсолютная реальность — без начала, без конца, а так как мы не можем ее настигнуть, то она для нас — ничто».
«...То, что ты искал, пребывает во всем. И совсем не надо искать далеко, так как это заключается в тебе! Это твоя душа. Дао повсюду. Дао пребывает в каждой вещи. Это единство каждой вещи, то есть ее гармония».
«Ву-Вей» — путь непротивления, путь недеяния, путь ощущения Единства и Порядка в Мире. Скажи себе: «Ву-Вей», и Дао разольется в тебе и Мир распахнется к тебе благостью.
Лао-Цзы не имел в виду общей недеятельности или слепой беспечности. Он призывал к ослаблению деятельности, исполненной земных интересов, и требовал усиленной деятельности в движениях души, которая стремится освободиться от власти своего тела, подобно птице, которая хочет вырваться из клетки.
Мужчина с ведущим архетипом Тота далеко не всегда думает так, как Лао-Цзы, но ощущение жизни как великой загадки, природы — как прекрасного храма, который нужно сберечь, обязательно присущи ему.
Стремление к порядку, к размеренности, к движению без суеты, к вечной гармонии мироздания— вот энергия Тота. Все что он делает, он делает на века, время для «его не имеет значения. Он во всем стремится к совершенству: совершенство линии, совершенство формы, идеальный порядок—веж в полной гармонии. Если что-то сделал Тот—будь то произведение искусства или полочка на кухне, — поверьте, вы не останетесь равнодушными — это будет здорово! Это будет совершенно, и это будет жить долго.
Мужская, основательная, глубинная, некая изначальная энергия Тота далеко не всегда встречает понимание. Ему гораздо труднее, нежели Осирису, проявить себя и свои возможности в жизни. Ему всегда необходим какой-то толчок извне, ему необходимо, чтобы кто-то верил в него, помогал ему, рыхлил и поджигал его энергию действия.
Архетип Тота — это молчаливые, загадочные, иногда просто нелюдимые мужчины, они часто кажутся весьма строгими, даже суровыми. Но если вам удастся проникнуть в святая святых их души, вы с восторгом обнаружите, что они могут плакать от красоты маленького полевого цветка, выхаживать выпавшего из гнезда птенца, всерьез заниматься проблемой вечного двигателя, чтобы раз и навсегда спасти экологию планеты. Но это не чудики, это гении, которым действительно открыты тайны Мироздания. Их работоспособность немыслима. Они встают с петухами, работают допоздна, если их охватила какая-то идея, никто не сравнится с ними в упорстве, никто не сможет так последовательно и основательно довести дело до конца.
Тот — это лунные энергии, поэтому очень часто мужчины с этим архетипом выглядят инфантильными и ленивыми. Они могут даже показаться вам безынициативными потребителями, но это далеко не так. Благородство — их отличительная черта. Они будут голодать, но не пойдут попрошайничать. Если вы захотите оказать им помощь, они не примут ее, если не будут уверены, что способны впоследствии отблагодарить вас: вернуть долг, отработать, оказать ответные услуги. От чужих людей они и вовсе не принимают помощи, потому что неизвестно, что человек захочет потом с них за это получить.
Например, у мужчины с ведущим архетипом Тота есть идея построить дом. Он долго и тщательно продумывает свой грандиозный проект. В конце концов он понимает, что на его задумку денег ему не хватит. Строить нечто меньшее или из плохого материала ему неинтересно. Вдруг у него появляется помощник с ведущим архетипом Осириса (именно они стремятся помочь всем решить их проблемы), привозит ему нужные материалы, нанимает работников. И вот тут возникнет дилемма!. Либо все будут терпеливо ждать, не торопить его, ибо «поспешишь — людей насмешишь» и «скоро можно сделать только плохо», и тогда будет медленно, но верно выстроен шедевр с запасом прочности на 200 лет. Либо все ему будут противоречить, мол, можно быстрее и проще, тогда он всех разгонит или самоустранится от дальнейших дел. А скорее всего, и то и другое вместе.
Тоты часто занимают руководящие посты, поскольку они всегда знают, что нужно делать и даже как нужно делать, но энергии самого действия им не хватает. Конечно, они всегда консервативны и осторожны, но кто сказал, что это всегда плохо?
Если вы захотите, чтобы Тот помог вам в чем-либо, вам необходимо будет вылить на него огромный ушат энергии и собственной уверенности. Вам нужно будет страстно доказать ему, что то, что вы собираетесь сделать, здорово, прекрасно, совершенно необходимо и принесет огромную пользу. Ваша логика должна быть безупречной, ваши энергии должны бить ключом, и тогда вы заразите его, зажжете вашим огнем его сердце. Он поможет вам и, если вам все удастся, он навсегда останется вам верен, он будет вас уважать, любить, будет преклоняться и восхищаться вашими достижениями — вы обретете друга на всю жизнь. Но не дай Бог у вас ничего не подучится… Ничто уже и никогда не поднимет вас в его глазах.
Лунные энергии считаются женскими, тормозящими, но это еще и глубинные, внутренние энергии каждого человека. До них всегда непросто добраться, однако это тот клад, который стоит искать! Лунные энергии бога Тота живут в каждом земном человеке. Каждому из нас где-то в глубине души очень хочется сделать что-то великое, непревзойденное, что останется на века и будет восхищать людей миллионы лет. Строители египетских пирамид и строители Великой Китайской стены были Тотами. Леонардо да Винчи, написавший портрет Моны Лизы, и архитектор Монферран, воздвигший Исаакиевский собор, были также людьми с ведущим архетипом Тота.
В мифе Тот выполняет роль силы, на которую можно опереться в трудную минуту. Тот — сын бога Ра. Он — бог письменности и порядка, бог знаний. Именно Тот везде и всюду сопровождает Осириса, он помогает ему утверждать закон и порядок, передавать людям знания, которые делали бы их жизнь разумной и гармоничной. Тот и Осирис составляют прекрасный тандем: знания и энергия объединяются, благородство целей безупречно, стремление к совершенству беспредельно! Тот сопровождает Осириса и в дальних странствиях, они неразлучны во всем, что касается дела.
Но вот Осирис вернулся и празднует свои победы, он у всех на виду, он герой и лучезарный правитель. А где же Тот? Он отстранился, у него есть дела поважней. Земные удовольствия, празднества и триумфы ему смешны, неинтересны. Он никому не мешает реализовывать свои фонтанирующие солнечные энергии, но он не обязан делать то, что не соответствует его лунным энергиям, он не обязан присутствовать там, где ему скучно.
Именно тогда, когда с Осирисом нет мудрого Тота, с ним и случаются все его неприятности.
Что ж, разве все наши неприятности не происходят именно тогда, когда мы чрезмерно окунаемся в удовольствия земной жизни...
Итак, Тот некоторое время отсутствует, он занят своими делами. Он вновь появляется в Мифе уже тогда, когда Исида нашла мертвое тело Осириса. При помощи своих друзей, бога Тота, богинь Нефтиды и Хатор, Исида оживляет Осириса и с их же помощью совершает непорочное зачатие сына Гора. Кто же, как не Тот, с его мудростью и огромным знанием, сможет помочь Исиде оживить дух Осириса. «Осирис, — сказано в мифе, — становится Движущей Силой Жизни, побуждающей все сущее в природе к росту и развитию». Кто же, если не Тот, способен помочь Исиде зачать Гора от Святого Духа своего божественного супруга.
Затем мы видим Тота, когда рождается Гор. Кто же, если не он, поможет Исиде принести в мир Спасителя.
Вновь Тот появляется, когда Исида в отчаянии зовет всех помочь ей спасти своего ребенка, укушенного скорпионом. Только Тот может попросить Ра остановить движение Солнца, и Ра не сможет ему отказать, поскольку Тот самый разумный, самый близкий Ра сын. Без сомнения, ребенок будет спасен, если сам Тот произносит ему хвалебный гимн: «Слава тебе, бог» сын бога!» Кроме того, Тот приносит ни много ни мало «влагу жизни» Ра, и как только она входит в тело ребенка, яд скорпиона истекает из него, и вот Гор вновь дышит и живет. Сделав это, Тот вернулся в Ладью Ра, и Солнце двинулось по своему пути в ежедневное странствие по небу.
Тот приходит всегда, когда необходима его помощь. Он приходит, чтобы применить все свои магические силы и знания и помочь тем, кого он любит, тем, кого считает достойными его поддержки.
Счастлив Гор уже тем, что был рожден не без помощи Тота, что был спасен Тотом, что получил его высокую оценку. Не может не победить Гор, когда на его стороне разум Великого Бога.
Тот постоянно помогает Гору в его трудной и сложной борьбе с Сетом. Но помощь его мудра. Он ничего не совершает за Гора или вместо Гора, он лишь оказывает ему поддержку и спасает его вновь и вновь в те досадные моменты, когда Гору не хватает мудрости, разума, терпения. Тот деятелен, решительные моменты. Но он не ущемляет ничью свободу действовать так, как участники событий могут и хотят. Он никому не навязывает свою мудрость и звания, он лишь помогает тогда, когда к нему обращаются, когда в нем действительно нуждаются. Но как много в Мифе зависит от него!
Таким образом, и после смерти Осириса Тот продолжает оставаться ему самым верным другом — Другом, который делает все возможное и невозможное для спасения дела Осириса, для сохранения его духовных энергий в мире, которому он так много отдал, фактически всего себя. Все это не может не вызывать уважения и преклонения перед молчаливым Мудрецом.
Миф показывает нам бога Тота, а как же проявляются его архетипические энергии в земных мужчинах?
Мальчики - Тоты рождаются спокойными и уравновешенными. Они едят и спят, мало плачут, и только «по делу»: если голодные или мокрые. Подрастая, они выглядят серьезными и сосредоточенными. Они часами разглядывают одну игрушку, они обожают книжки с картинками, они буквально приклеиваются ко всевозможным конструкторам. Отправляясь на прогулку, они прежде всего стремятся исследовать этот мир, часто останавливаются, разглядывают что-то, что может привлечь только их внимание. Они редко уходят далеко от дома при самостоятельных прогулках. Однако за ними нужен тщательный присмотр, может быть, гораздо более тщательный, чем за подвижными Осирисами, Тот запросто может увлечься чем угодно и уйти так далеко, как он и не собирался первоначально. Тот-ребенок — неукротимый экспериментатор: он залезет в каждую канаву, лизнет и пожует любой цветочек. Очень рано может проявляться сфера его интересов. Например, интерес к медицине может проявиться в следующем: случайно порезавшись стеклом, он может тщательно присыпать ранку пылью вместо того, чтобы прибежать быстро к маме. Он излишне самоуверен, он как будто всегда сам знает, как справляться со своими неприятностями, он мало плачет и редко бывает испуган, так как любознательность подавляет даже инстинкт самосохранения. Именно поэтому за ним нужен глаз да глаз.
Помните «Бежин луг» Тургенева, знакомая с детства история. В ней мальчик по имени Илья несет в себе ведущий архетип Тота. Он много знает, он нетороплив, любознателен, он с удовольствием делится своими познаниями с приятелями, но при этом вовсе не стремится захватить лидерство. Когда возникает опасность — он мчится первым, ему интересно, и это выше страха. К сожалению, в заключительных строках мы узнаем, что этот замечательный мальчик погиб. Как часто и в литературе и в жизни погибают именно хорошие мальчики: скромные и послушные, они всегда не по возрасту умны и рассудительны. Когда с ними случается несчастье, говорят, что Бог забирает к себе хороших, поскольку плохие ему ни к чему.
И все же почему они погибают? Им нужны рядом чуткие и мудрые взрослые. Взрослые, которые не просто приглядывали бы за ними, но направляли их интересы, следили бы за их земной безопасностью, контролировали бы их исследовательский инстинкт. Если же некому их привязать к Земле, они отрываются и улетают в иные миры...
Стоит ли говорить о том, что Тоты нужны и в нашем грешном мире, а не только на небесах. Если вы видите, что ваш ребенок серьезно смахивает на Тота, спросите себя: «Достаточно ли времени я уделяю моему мальчику, хорошо ли привязан он к Земле, знает ли он, как обращаться с электричеством, насколько тонок весенний лед, как опасно заглядывать в костер, если в нем что-то лежит» и т. д. Поторопитесь, в его голове постоянно созревают новые исследовательские идеи.
Тот-школьник обычно хорошо учится, хотя избирательность его интересов вполне допускает, что по физике и математике будет «пять», по всем другим предметам — «три» с натяжкой. Не надо на него шуметь, — это бесполезно. Будет лучше, если вы заинтересуете его какой-нибудь неразгаданной загадкой в области нелюбимого предмета или же проведете некоторые параллели, связывающие его любимый предмет с нелюбимым. Например, почему с точки зрения математики у цветка семь лепестков? А в музыке семь нот, а в истории — каждые семь лет что-то происходит...
Тот, конечно, флегматик, и когда он слышит по какому-либо поводу в свой адрес некое недовольство, которое упрощенно можно было бы сформулировать: «Ты плохой!», — он, к сожалению или к счастью, почти не реагирует. Его возможные мысли или ощущения можно было бы услышать примерно так: «Обидно, конечно, но что поделаешь, люди разные, не каждый может понять тебя. Не стоит на это обращать внимание...» Или попросту: «О Боже, какие все дураки». Приговор окончательный, обжалованию не подлежит.
Если вы что-то хотите поменять в поведении или в образе мыслей вашего Тота, вам следует набраться терпения, собрать доказательства своей правоты, экспериментально продемонстрировать его ошибки, причем все это вы должны сделать на его языке и в понятном ему стиле. Если же вам такая задача не по плечу, найдите другого человека в этом мире, к которому бы ваш мальчик был в состоянии прислушаться.
Если Тот попал в дурную компанию, а с его любопытством это совсем не трудно, его нужно вытаскивать оттуда любыми средствами, иначе он может погибнуть в самом прямом смысле. Убеждение — хороший способ, но если он не действует, то можно и «врезать» ему пару раз при условии, что у вас есть авторитет в его глазах. Иногда ему достаточно узнать, что, кто-то, кого он высоко ценит, осудил его поведение, и он обязательно задумается, а это будет серьезный шаг к тому, чтобы посмотреть на свои действия другими глазами.
Если Тот ошибается, его нужно наказывать, ему нужно всячески демонстрировать, что он нарушает законы правильной земной жизни, Он поймет вас. Все, что связано с законом и порядком, научностью и авторитетностью, находит отклик у Тота. Плюс один маленький нюанс: он должен вас любить и уважать, что для него почти одно и то же.
Тот-подросток пытается исследовать самого себя. Он стремится понять, кто он и что он собой представляет на самом деле в этом сложном я непонятном для него мире. Тот, как ни один другой мальчик, чувствует, как важно в этом мире найти свой путь, точку приложения своих сил, поэтому фантазия мальчика мечется в разные стороны и при этом может порождать и болезненные образы, если его душевный мир находится в негармоничных условиях.
...Пятилетний Тот потерял родителей. Был принят в семью своей тети, которая, наверное, по-своему любила ребенка, раз не отдала его в детский дом. Она растила его вместе со своими тремя детьми. Поскольку Тот тихоня, то ему, конечно, доставалось за то, что он медленно делал порученную ему работу, а то и вовсе мог забыть про нее. Зная, что он неродной сын в семье, Тот очень болезненно воспринимал критику в свой адрес: уходил из дома, отказывался есть, всячески демонстрировал свое пренебрежение к семье, в которой, как ему казалось, его никто не любит. Его фантазии рисовали ему тетку злодейкой, а братьев и сестренку некими монстрами, жаждущими превратить его в слугу интересным способом: усыпить в нем разум, то есть сделать его глупым.
Подростком он изо всех сил старался быть хорошим, чтобы никто не «подавлял его разум». А когда чувствовал все же на себе «давление», то убегал и в лесу читал книжки, дабы разум «не засыхал», а был легким и подвижным. Когда Тот делал что-то медленно и на него за это кричали, он терялся и замечал, что в этот момент плохо соображает.
После школы он сразу ушел из семьи, приобрел сначала рабочую специальность, а затем закончил вуз, аспирантуру и стал солидным ученым. Но заметим, что, хотя Тот, уйдя из нелюбимого дома, фактически ни разу туда не вернулся, он все-таки усвоил законы и порядок жизни: каждый должен работать в меру своих сил, старшего нужно уважать, дом — святыня, о которой нужно заботиться, детям необходимо отдавать много сил, чтобы подготовить их к жизни. По этим законам он и живет всю свою жизнь.
Тот всегда, а особенно в подростковом возрасте, выглядит очень упрямым и непослушным, воспринимающим только свои идеи. Он действительно мало что принимает на веру. Он все стремится поставить под сомнение, проверить, исследовать, оспорить... Поэтому взрослым, принимающим участие в воспитании юного Тота, надо набраться терпения и без эмоций, четко и ясно объяснить мальчику, что они от него хотят и почему. Если он поймет их, все проблемы будут решены.
Среди сверстников мальчик Тот никогда не ходит в явных лидерах. Он может быть тайным лидером, с мнением которого все будут считаться, но и это не часто. Чаще он держится немного в стороне от детского коллектива. Его мало занимают спорт, игры, конкурсы, тем более самодеятельные концерты и показательные выступления. Зато привлекает все тайное и загадочное. Если ему поручить стенгазету для девочек к 8 Марта, но так, чтобы они не знали, то ради этого последнего условия он неплохо справится и со всем остальным, поскольку творчества ему не занимать, а его оригинальное мышление легко рождает юмор.
К девочкам Тот относится как к любому предмету — с исследовательских позиций, поэтому он влюбляется обычно в молчаливых, загадочных и непонятных в своем поведении одноклассниц. Для него нет ничего интересного в задиристой, активной и хохочущей девчонке — там все понятно: все хохочут, и она тоже, все побежали, и она побежала. Ему будет интересна та, которая отличается от всех.
Первая любовь Тота обычно бывает несчастливая. Во-первых, потому, что он совершенно не знает, как можно проявить свои чувства, он теряется, ему становится, может быть, впервые страшно, так как никто не может подсказать ему, как исследовать пространство любви. Больше всего его пугают эти загадочные бурлящие процессы, которые неожиданно вскипают в нем самом. (Здесь надо сказать о том, что Тот — это натура энергетически не менее, а может быть, даже более емкая, чем Осирис. Именно потому, что Тот не распыляет свои энергии направо и налево. И вот когда приходит любовь — спящий вулкан его души просыпается, его страстность, сила и мощь его чувств пугают его самого. А если он начинает всерьез их проявлять, то это бывает так неожиданно и так непонятно, что может отпугнуть и самую смелую девочку.) Но поскольку мы знаем, какого рода девочки ему нравятся, то можем себе предположить, как они могут отреагировать.
А во-вторых, молчаливость и отчужденность некоторых девочек вовсе не говорят об их уме. К сожалению, часто оказывается, что за необычностью и загадочностью, которую себе вообразил Тот, кроется недалекий и расчетливый ум Нефтиды. Та, в кого влюблен Тот, оказывается томной пустышкой, кокетливо изображающей собой «женщину с прошлым», знающую себе цену. Такие «бабские» уловки завораживают Тота, пока он не раскусит лживость подобного «очарования». Позже мы увидим, насколько не соответствуют друг другу мужчина Тот и женщина Нефтида.
У Тота может быть не единственная несчастная любовь. Его страстные глубины и полный воображения ум очень часто затуманивают его голову, и он становится глупцом и слепцом. Это для него сказано, что любовь слепа и зла.
...Один молодой Тот встречает на танцах в сельском клубе девочку, которая сама проявляет инициативу в знакомстве с ним. Мы помним, что ему трудно сделать первый шаг. Девочка мила, разговорчива, он ей явно нравится. Они встречаются, инициатива по-прежнему принадлежит ей. Он благодарен ей, как он думает, за любовь — что же еще могло подвигнуть ее на знакомство. В благодарность за ее любовь: он тоже искренне любит ее, к тому же она совсем недурна собой...
А дальше он уходит в армию (поступает в институт, уезжает в спортивный лагерь, да мало ли куда еще может отлучить молодого влюбленного его судьба). И тут выясняется, что, пока его не было, она так же легко общалась с другим юношей. Оказалось, что ее новый знакомый чем-то выиграл перед нашим Тотом: был смелее или богаче, опытнее или разговорчивее, может быть, просто родители у него занимают более престижное положение в обществе. Наш Тот обманут в лучших чувствах, он ей этого никогда не простит, даже если она будет его умолять. Это еще очень мягкий пример, чаще разочарование приходит к Тоту уже в браке.
Накопив такой опыт, Тот теперь, как правило, сам находит девушку, исходя из своего расчета. А расчет его прост: девушка должна быть не слишком красивой, не слишком умной, чтобы ей и в голову не пришло изменять ему или обманывать хоть в чем-то своего супруга. Тот планомерно добивается ее благосклонности, затем убеждается в том, что она его любит (например, уезжает куда-то надолго и пишет редкие сухие письма), а затем женится, имея в голове классическую мысль: «Она будет хорошей матерью моим детям».
Что ж, такой брак бывает даже и счастливым. Тот доволен, что он решил проблему своей жизни правильно, по уму. И его жена довольна своим мужем, он ничего не делает такого, что могло бы расстроить женщину: он спокоен, уравновешен, разумен, он не забывает о подарке к дню рождения и о цветах к 8 Марта, он заботится о детях, у него во всем порядок. И все будет хорошо, если только...
Совершенно неожиданно Тот может встретить женщину необыкновенную, действительно восхитительную и загадочную. Она взорвет, сама того не ведая, вулкан его страстей. Вся его размеренная жизнь опротивеет ему до предела. Он бросит все, он пойдет за ней на край света, он положит весь мир к ее ногам, он совершит ради нее невозможные подвиги, если только убедится в том, что она действительно достойна всего этого. При этом вся жизнь Тота меняется. Удача в делах, успех в жизни, неожиданный взлет карьеры — все это обычно происходит с ним, если он встречает свою истинную любовь. Обычно для Тота это происходит далеко не в ранней юности. Он должен как будто накопить некий опыт, чтобы знать, куда он может позвать свою возлюбленную, в какую жизнь. Она для него — восторг и энергия, он для нее — разум и порядок, она доверяет ему себя и не пытается взять руководство в их отношениях в свои руки. Это счастливая судьба Тота.
К сожалению, чаще он сбегает от своей тщательно выбранной «хорошей матери своих детей», ищет в других женщинах той энергии, которой не получает дома. И обычно ни жена, ни любовница не увлекают его «на все сто». Он продолжает быть добропорядочным семьянином и не забывает заботиться о женщине на стороне. Конечно, глубоко в душе он крайне неудовлетворен, но он не признается в этом и самому себе. Даже когда его нежная и трепетная душа плачет и рвется из тисков правильности, он говорит себе: «Все суета, ты искал счастья и не нашел, стало быть, его нет, все иллюзия и обман в этом мире...»
С детьми у Тота обычно неплохо складываются отношения. Он никогда не играет и не возится с ними — он их учит. Тот умеет учить, умеет преподносить любые знания увлекательно и не формально. Это потому, что любые знания всегда искренне увлекают его самого. Он удивляется и восхищается как ребенок тому, как удивительно и гармонично устроен мир природы, науки, чисел, законов мироздания.
И даже если Тот совершенный молчун, дети все равно всегда его уважают, они чувствуют в нем настоящую мужскую силу, отцовскую» устойчивость, незыблемую основу чего-то большого, что зовется Родина, Семья, Дом, планета Земля. Тот и его дети могут во многом не понимать друг друга, но это не мешает им продолжать любить друг друга. Большая ответственность за все, что он сделал, распространяется у Тота обычно и на детей, он обязательно стремится помочь им в каких-то основах их жизни, в чем-то главном.
Но если вдруг Тот устыдился за своего ребенка, особенно за сына, если он уличил его в какие-то преступных и непорядочных делах, он может скрепя сердце отказаться от своего дитяти. «Ты мне больше не сын»,— скажет он, и это будет навсегда.
Работа для Тота составляет главный смысл его жизни так же, как и для Осириса. Мужчины с ведущим архетипом Тота обязательно стараются что-то улучшить, усовершенствовать, хотя бы систему полива своего садового участка. Среди них много изобретателей, рационализаторов, а также людей, имеющих какое-либо устойчивое увлечение. Например, резьба до дереву и по камню, ремонт различной техники, строительство бань, укладка печей и т. д. Тот никогда не пропадет в жизни, он не понимает, как можно умереть с голоду, имея руки и ноги. Среди таких мужчин очень много людей, всерьез увлеченных наукой, в том числе теоретическими разработками. Только они способны самозабвенно служить на благо астрономии, философии, лингвистики, истории. Тоту не важен быстрый результат. Он может всю жизнь посвятить открытию новой звезды, я если это ему в конце концов удастся {а ему обычно хоть что-то да удается), то он будет считать свою жизнь счастливое.
Однако если Осирис может творить сам но себе, просто потому, что созидать что-то для него все равно что дышать, то Toтy, как мы уже говорили, нужен кто-то, кто будет подливать потихоньку керосинчику под его сырые лунные дровишки. Костер возможностей Тота иногда разжечь совсем не трудно, а иногда нужно приложить много сих, прежде чем спящие идеи начнут бушевать в огне его души.
Задача женщины, находящейся рядом с Тотом, прежде всего понять его в то время, когда он сам себя, может быть, до конца не понимает. Помочь ему проявить свои дремлющие возможности, осуществить грандиозные планы, дать ему время на обдумывание, освободить его от насущных проблем и хозяйственных хлопот — все это бывает так нелегко. И все же, если вы любите вашего Тота, вы сумеете быть для него Музой, а не только «хорошей матерью для его детей».
Тот редко бывает скупердяем, хотя и крепко стоит на земле, ведь этому он учится в начале своего жизненного пути с особой тщательностью. Он не будет ни попрошайничать, ни голодать. Не будет он и расстраиваться, если жена зарабатывает больше, чем он. Деньги могут его интересовать только в том случае, если он всерьез, профессионально занимается финансами, экономикой, бухгалтерией. Деньги как источник удовольствия его вовсе не волнуют, поскольку единственное удовольствие, которое его может увлечь, — это новое знание, а также возможность применить, использовать, сохранить, передать к приумножить это знание.
К алкоголю, курению, азартным играм и прочему безобразию Тоты обычно равнодушны. Но если вы встретите мужчину Тота в развеселой компании, то без труда узнаете его — он почти не пьянеет, сколько бы ни было выпито, но если доза перешла все мыслимые пределы, он пойдет и ляжет спать. В крайнем случае его организм проведет самоочищение. Но вы никогда не увидите Тота в подвыпившем состоянии, вытворяющего что-то такое, чего бы он не позволил себе в трезвом виде.
Очень высокая степень самоконтроля делают мужчину Тота особенно привлекательным именно тогда, когда ему уже около сорока. Неспешный и молчаливый, с чувством собственного достоинства, нежадный: и не суетящийся, он неизменно привлекает женщин. Даже его порой невзрачный серенький вид, не особо симпатичная внешность и не особо спортивная фигура не отпугивают и весьма разборчивых женщин. Они чувствуют в Тоте некую внутреннюю силу и устойчивость, а это именно то, что позволяет женщине (будь ей 20 или 50) чувствовать себя слабой маленькой девочкой под защитой умного сильного рыцаря. Видимо, это чувство и делает женщину совершенно счастливой.
В одежде Тот никогда не отличается изысканностью. Он может быть даже неряшливым и неопрятным. Но его неопрятность почему-то не раздражает, она только говорит о том, что нет женских рук, которые следили бы за его одеждой, а любой женщине, которая увлечется Тотом, это даже приятно.
И даже если Тот имеет и средства, и руки, следящие за ним, он все равно может ходить в одном костюме и зимой и летом. Одежда для него так же скучна, как любое другое украшательство жизни.
В пище он непритязателен, но обычно не меняет своих раз и навсегда установившихся вкусов, поэтому иногда выглядит капризным. А как же! Вы приготовили немыслимое блюдо, убили на это полдня, не считая вчерашних подготовительных работ, а он говорит вам с кислой улыбкой, мол, ничего, конечно, даже, наверное, вкусно, но мне, мол, лучше бы картошечки горячей с огурчиком малосольным... Какое у вас после этого настроение? Ну, в общем, так себе.
Тота важно очень хорошо понять, принять его способ мышления, а порой быть готовой буквально жертвовать своими интересами ради исполнения его причудливых идей. «Путь к сердцу мужчины лежит через желудок» — это не о нем. Сварить картошечку ему не трудно и самому. С его самостоятельностью и непритязательностью гораздо важнее то внимание, которое вы оказываете ему, а вовсе не то, что именно вы сделали. «Я встану утром пораньше и сделаю завтрак сам, мне это даже приятно. Но пусть и она позавтракает со мной, не поленится встать в семь часов, пусть поговорит со мной, пожелает доброго утра и хорошего дня, пусть проводит меня до дверей. Пусть улыбается мне...» — грустит Тот.
Ему нужны постоянные доказательства искренности и истинности чувств. Он хочет, чтобы любовь женщины постоянно заводила его, «подливала керосинчику», чтобы, поговорив с ней утром, он целый день ощущал приподнятость и легкое «вскипание энергии», желание действовать, а главное — уверенность, что все у него в порядке.